• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • 110 лет со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина (100 имен: биографический словарь - 1999).

    http://library.m-ten.ru/news/dates/37-dates/344-110-.html

    Чарушин Евгений Николаевич//Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3 частях. Ч. 2. - М.: Либерия, 1999. - С. 394-397

    11 ноября 110 лет со дня рождения русского писателя, художника-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина (1901-1965), автора «Кто как живет», «Моя первая зоология», «Про белочек, зайчат и веселых медвежат» и др.

    Сколько книг написано о природе! А сколько писателей бралось за карандаш, чтобы изобразить своих героев: медведей, волков и прочую живность! Но книги Евгения Ивановича Чарушина все-таки невозможно не узнать. Вот в углу страницы притаился крохотный пушистый котенок. Спинка выгнута, хвост трубой, ушки торчком. Так и хочется его погладить, провести ладонью по странице, по пушистой теплой шкурке. Но приглядитесь? Котенок ли это? Нет, маленький рысенок глядит на нас во все глаза.

    Трудно представить, что вся эта теплая пушистость "выходила" из твердого литографского камня, который надо было особым образом процарапать острой иглой, покрыть краской и только потом получить оттиск-изображение на бумаге. А путь к этому рисунку был прямым и естественным: "Я... художник и писатель... благодаря моему детству. Отец мой — художник-архитектор. Мать — спец без диплома — животновод и огородник". Так писал о себе сам Евгений Иванович Чарушин.

    Сколько разных животных перебывало в их деревенском двухэтажном доме! А хотелось еще и еще — ну, хотя бы жирафа или тапира. Стоит ли удивляться, что любимой книжкой, от которой дух захватывало, была у маленького Жени "Жизнь животных" Брема. Даже букву "Р" мальчик выучился говорить, передразнивая ворону.

    Лет в четырнадцать Чарушин со своими друзьями организовал союз поэтов и художников с веселым неуклюжим названием "Сопохуд" (Союз поэтов и художников). Правда, с поэзией у него у него не заладилось. Другое дело – рисунки. Чарушин рос, по собственному определению, «с карандашом и кистью в руках». А на рисунках его чаще всего были все те же собаки, медведи и прочие замечательные звери.

    Ничего удивительного не было в том, что, окончив школу, Евгений Чарушин отправился в Петроград, в Академию художеств. Кстати, когда учился в Академии, одно время даже жил на улице Зверинской, что рядом с зоосадом.

    Его влекло тогда многое: музыка и поэзия, театр и живопись. А за постоянную страсть к изобретательству друзья наградили молодого художника прозвищем "Евгеша-изобретатель". Вместе с этими друзьями "Евгеша" отправлялся в необыкновенные экзотические путешествия по Алтаю или просто на рыбалку, на охоту в недалекие леса. И, конечно, рисовал. Одну работу приобрела даже Третьяковская галерея.

    Книжный художник Чарушин родился в 1928 году. Тогда он сделал иллюстрации к рассказу Виталия Бианки. А в следующем году появились первые чарушинские книжки-картинки: "Дикие звери", "Вольные птицы". Его первой собственной книжкой со словами стал рассказ "Щур" (1930).

    Чарушин стремился "понимать животное — понимать его движения и мимику". И передавать это в рисунке и слове. В его рассказах нет сказочного вымысла. Животные не делают того, что им не свойственно. Но книги от этого не стано-вятся менее интересными. В них Чарушин — то озорной и пытливый мальчишка, то бывалый охотник, то зоркий и восторженный художник. Говорили, что он владел волшеб-ной лампой Аладдина, при свете которой все, о чем писал Евгений Иванович, становилось удивительным и необычайным (Т. Габбе).

    Часто героями рассказов, рисунков Чарушина были не взрослые звери, а "зверенки" — зверенки с говорящими глазами. И та нежность, с которой художник описывал волчонка, олешек, медвежат, через слова, через рисунки перетекала к читателям. Его "Медвежонок с малиной" смотрел прямо на нас и как будто спрашивал: "Вы не отнимете мою сладкую ягоду? Правда ?"

    В годы войны Чарушин жил в родном Кирове. Рисовал плакаты, оформлял спектакли в Кировском театре драмы. А еще расписал один из детских садов горо-да, превратив его в настоящее сказочное царство.

    был таким же теплым, мягким и пушистым, как нарисованные зверенки.

    "Деткам в клетке" Маршака. За нее он получил Золотую медаль на Международной выставке детской книги в Лейпциге. Было это незадолго до его смерти, в 1965 году.

    Раздел сайта: