• Приглашаем посетить наш сайт
    Чулков (chulkov.lit-info.ru)
  • Чарушин Евгений Иванович (с сайта biography-peoples.ru)

    http://www.biography-peoples.ru/index.php/ch/item/786-charushin-evgenij-ivanovich

    Чарушин Евгений Иванович (1901-1965), русский художник и писатель

    Иллюстрации Чарушина входят в мир ребенка с пер­вых шагов его жизни. Многие поколения читателей вос­питывались и выросли на его книгах. Возможно, это про­изошло потому, что Чарушин вошел в искусство со своей темой, которой остался верен всю жизнь.

    Он родился в небольшом провинциальном городе Вят­ка, где его отец служил городским архитектором. Но глав­ным увлечением в семье всегда была живопись. Отец Евге­ния был страстным художником и прекрасным наблюдате­лем природы. Первой книгой, которую он подарил сыну, было семитомное издание «Жизни животных» А. Брема.

    Еще в юном возрасте Евгений начал сопровождать отца в далеких поездках, где никогда не расставался с карандашом и записной книжкой. Его живописные спо­собности впервые отметил гостивший в семье известный русский художник А. Рылов. Он и посоветовал Чарушину и его другу Ю. Васнецову поступать в Академию худо­жеств.

    Но вначале Евгений поступил в вятское Коммерческое училище. Работавший там учителем рисования местный художник А. Столбов также заметил талантливого мальчи­ка и сказал, что ему нужно учиться живописи. Тогда роди­тели перевели Евгения в Вятскую первую мужскую гимна­зию. После революции она была преобразована в среднюю школу, которую Чарушин и закончил в 1918 году.

    Все его планы были нарушены начавшейся Гражданс­кой войной. Он был призван в армию и вскоре начал ра­ботать помощником декоратора в армейском культпрос­вете. Только в 1922 году он демобилизовался, после чего сразу же отправился в Петроград. Любопытно, что на при­емных экзаменах в Академию высший балл по рисованию ему поставил известный художник К. Петров-Водкин.

    Чарушин учился в классе, которым руководил худож­ник А. Карев. Именно он подсказал Евгению попробовать свои силы в анималистике — рисовании животных.

    После окончания Академии Чарушин стал искать ра­боту в Петрограде и в ходе этих поисков познакомился с Е. Лебедевым, иллюстратором детских книжек. Лебедев и привел его в 1926 году в Студию детских писателей при ленинградском отделении Детиздата, которым ру­ководили О. Капица и С. Маршак. Там Чарушин познакомился с молодыми писателями В. Бианки, Б. Житковым и Е. Шварцем.

    Первой работой художника в области детской иллю­страции стали рисунки к повести Бианки «Мурзук» Кни­га вышла из печати в 1928 году, и с этого времени Чару­шин стал одним из ведущих иллюстраторов книг для де­тей. А с 1930 года он становится штатным художником Детиздата.

    Чарушин нашел собственный путь в искусстве, соче­тая элементы живописи и графики. В те годы многие не приняли подобную стилистику иллюстраций, и на него, так же как и на Лебедева, посыпались обвинения в чрезмер­ной реалистичности. Его рисунки даже считались непонят­ными и не приспособленными для восприятия ребенком.

    Вместе с тем Чарушин создал цикл иллюстрирован­ных изданий, книжки с рассказами Бианки. Но настоящим шедевром стала вышедшая в 1930 году книжка «Как миш­ка большим медведем стал», в которой он не иллюстриро­вал текст, а как бы пересказывал его содержание в рисун­ках. Поэтому вместо отдельных иллюстраций художник выполнил книгу как систему страниц-разворотов.

    В тридцатые годы Чарушин и сам обратился к литера­турному творчеству — написал несколько небольших рас­сказов о животных. Один из них и стал его первой автор­ской книжкой — «Щур». Там он применил иной прием - вставил маленькие рисунки непосредственно в текст. Если, например, в предложении говорится о птице, то ху­дожник дает ее рисунок.

    Чарушин искал наиболее подходящие для детей сред­ства передачи текстового материала. Поэтому в своих книгах он всегда объединял текст и иллюстрации в еди­ное целое. Поэтому страница обычно представляла собой яркий рисунок с изображением животного и небольшим сопроводительным текстом.

    В его доме жили рыбы, птицы, собаки, кошки.

    Художник не только постоянно рисовал, но и систе­матически занимался прикладным искусством. Начиная с 1936 года на Ленинградском фарфоровом заводе по его эскизам выпускались небольшие фарфоровые статуэтки и красочно расписанные сервизы. Причем он впервые ввел в технику росписи по фарфору особые трафареты с рва­ными краями. Этот простой прием позволил придать даже тиражным изделиям вид авторского оригинала.

    По примеру других членов Студии детских писателей Чарушин сотрудничал и в журналах. Так, в довоенные годы он написал несколько статей, в которых рассказал о том, как надо рисовать животных.

    С первых дней войны Чарушин, как и многие другие художники, был мобилизован для работы над агитацион­ными плакатами. Только в 1942 году он покинул Ленинг­рад и вместе с семьей переселился в Киров. Там Чарушин также продолжал иллюстрировать книги, посвященные войне, и впервые обратился к монументальной живопи­си. Он выполнил роспись нескольких стен в детском саду, где занимался живописью с маленькими детьми.

    настенные картины. Поэтому, в отличие от книжных рисунков, их отличает декоративность и яркость красок.

    ­туры, продолжая делать статуэтки для Ленинградского фарфорового завода. Но главным своим делом он неизмен­но считал книжную иллюстрацию. Всего им было выпу­щено более тридцати сборников, и среди них несколько книг собственных рассказов.

    Очень интересным было сотрудничество Чарушина с С. Маршаком. Оно продолжалось тридцать лет. В 1935 году Чарушин выполнил иллюстрации к книжке «Детки в клетке», а в 1965 обновил эти рисунки, ставшие его пос­ледней работой. Именно за них художник получил золо­тую медаль на выставке детской книги.

    Раздел сайта: