• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Ивановская областная библиотека для детей и юношества: Евгений Иванович Чарушин.

    http://www.iv-obdu.ru/content/view/1960/238/

    Иван Билибин и другие представители объединения «Мир искусства» возродили в России искусство книги. Но их работа в области детской книги носила эпизодический характер и ограничивалась в основном сказочной тематикой. Период подъема детской книги начался в середине 1920-х годов. В Ленинграде вокруг детского отделения Госиздат, организованного в 1925 году и явившегося инициатором создания иллюстрированной детской книги, группировались многие детские писатели, а также мастера книжной графики разных поколений. Это С. Маршак, В. Бианки, Е. Шварц, Ю. Васнецов, В. Курдов, Н. Костров и другие. Художественным редактором детского отдела Ленгосиздата был В. Лебедев. Великолепный живописец и график, заботливый редактор, он пользовался большим влиянием и имел многих учеников и последователей. Вот в этот коллектив писателей и художников и пришел молодой Евгений Чарушин.

    Его работа в литературе для детей была как бы предопределена. Истоки творчества Чарушина – в ярких впечатлениях детства. В его детстве главную, направляющую роль играли родители. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов. Вместе с мамой он выкармливал уток, тетеревят, лечил зверей. Природа пленила мальчика. Она вызывала радость встреч и узнаваний, рождала интерес ко всему живому. Ему хотелось подольше сохранить в себе то, что он видел и чему радовался. На помощь пришло рисование. «Я вырос с карандашом и кистью в руках», – так говорил Евгений Чарушин, постигавший азы рисования у отца, губернского архитектора.

    Став взрослым, Чарушин-художник не расстался с тем, что приносило радость в детские годы. Первой книгой, изданной с иллюстрациями Е. Чарушина, оказался рассказ В. Бианки «Мурзук» (1928). Пришедший к художнику успех помог ему стать иллюстратором произведений С. Маршака, К. Чуковского, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Арсеньева, Г. Снегирева и других писателей-природоведов.

    Одновременно он выступил в детской литературе и как автор книжек-картинок «Вольные птицы», «Разные звери» (1929). Текста здесь еще не было. Но стоило ему появиться, как от традиционного типа зоологической книги не осталось и следа.

    Писательское творчество Чарушина началось с рассказа «Щур» (1930), за которым вскоре последователи «Птенцы» (1930), «Цыплячий город» (1931). Литературная канва их очень проста: художник словно беседует с ребенком, объясняя картинки. Он выбирает одну-две черточки, делая рассказ о птенце образным и ярким. Видно, что совята «глазастые», а «пух на них густой, как шуба», что воронята действительно «самые горластые птенцы»: художник не побоялся так разинуть им клювы, что они занимают добрую треть страницы.

    Во всех книгах Чарушин показывал зверей не мимоходом, в какой-то одной ситуации, а раскрывал их постепенно в росте и развитии. В рисунках к книжке Н. Смирновой «Как Мишка большим медведем стал» (1929) жизнь таежного медвежонка от рождения до годовалого возраста изображается в четырнадцати лаконичных черных рисунках. Так же кратки и образно заострены рассказы самого Чарушина, помещенные в 1931 году в сборнике «Волчишка и другие».

    С 1935 года Чарушин создает серию рисунков к книжке С. Маршака «Детки в клетке», единственной в своем роде первой художественной зоологии для малышей. Он продолжает работать над образными «биографиями» животных, иллюстрируя как собственные рассказы («Семь рассказов», 1935), так и рассказы М. Пришвина («Зверь Бурундук», 1935) или Э. Сетона-Томпсона («Королевская Аналостанка», 1941).

    На творчество Е. И. Чарушина 40-х и 50-х годов повлияли два новых для него занятия. В предвоенные годы он вместе со своими друзьями увлекся цветным анималистическим эстампом, а в годы войны, будучи в Вятке, делал стенные росписи по мотивам русских сказок о животных в детском саду и Доме пионеров.

    «Шутках» (1946) образы и приемы веселых настенных картинок появились на книжных страницах. Спустя десять лет в «Зверятах» (1957) Чарушин нашел очень органичный путь для включения эстампа в книгу: он избрал альбомный формат, на правых страницах поместил красочные крупнофигурные изображения зверят, а слева – свои лаконичные драматические новеллы о них в сопровождении миниатюрных акварелей.

    «портрет» кого-нибудь из главных «героев» книжки. По-прежнему Чарушин иллюстрировал собственные рассказы о звериных малышах («Про Томку», 1957; «Большие и маленькие», 1951) или рассказы и стихи других авторов (В. Бианки «Первая охота», 1950).

    Яркие, жизнерадостные и поучительные книги Чарушина просто и увлекательно рассказывают о животных, учат любить и понимать их, воспитывают в детях поэтическое отношение к природе. Е. Чарушиным написано и проиллюстрировано около 70 книг, но в своем рассказе мы целенаправленно рассматривали только те произведения, прижизненные или первые издания которых хранятся в фонде ИОБДЮ.

    Раздел сайта: