• Приглашаем посетить наш сайт
    Есенин (esenin-lit.ru)
  • Любимова И.: Евгений Иванович Чарушин.

    http://anima.ucoz.ru/vstrechi/char/char_4_srv.html

    Родился в г. Вятке 11 ноября 1901 года в семье архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. С 1912 по 1918 год учился в Вятской первой мужской гимназии и школе им. И. С. Тургенева. В 1922 году поступил в Академию художеств. После окончания Академии и службы в армии работал в детском отделе Ленгосиздата.

    Занимался иллюстрацией детских книг о животных, писал рассказы. В 1932 году был принят в члены Союза советских художников, а в 1934 году - в члены Союза советских писателей. Занимался вопросами дошкольного художественного воспитания детей. В годы войны жил и работал на родине. В 1946 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Был награжден на различных выставках золотыми и серебряными медалями. Умер в г. Ленинграде 18 февраля 1965 года.

    Евгений Иванович Чарушин - известный детский писатель, художник анималистической книги для детей. Он окончил Академию художеств, где обучался живописи у художников А. Е. Карева, М. В. Матюшина, а также А. И. Савинова, А. А. Рылова. Но, получив серьезную живописную школу, он после Академии живописью занимался мало. Его товарищи Н. И. Костров, В. И. Курдов, Ю. А. Васнецов прежде, чем определиться в направленности своего творчества, отдали дань современным живописно-пластическим поискам, увлекаясь теорией «расширенного смотрения» Матюшина или супрематизмом К. С. Малевича. Чарушина же тянуло в другую область - книжную графику, куда он скоро вошел со своей с детства любимой темой.

    С малых лет художник дружил с животными и птицами. «Все мое детство, - рассказывал он, - самые яркие впечатления связаны с животными, которых я сам ловил, воспитывал или просто читал о них». Это был мир, с которым ему не хотелось расставаться. Поэтому Чарушин с радостью начал работать в детской книге. Сюда пригласил его художник, руководитель художественной редакции Детского отдела Ленинградского отделения Госиздата В. В. Лебедев. Он оценил в рисунках Чарушина его серьезные знания зверей и птиц. Этому Лебедев придавал большое значение, так как считал важным в воспитании ребенка развивать в нем чувство любви ко всему живому.

    Большую роль здесь должна была сыграть детская книга о животных. Знакомство Евгения Чарушина с писателями В. В. Бианки, С. Я. Маршаком, Е. И. Шварцем, Б. С. Житковым окончательно убедило его в правильности выбора своей темы, чему он посвятил всю дальнейшую творческую жизнь.

    Первой работой художника были иллюстрации к рассказу Бианки «Мурзук» (1927). Уже здесь проявились главные стороны его таланта. Автор не ставил задачу анатомически правильно изобразить зверя, а стремился раскрыть его характер.

    Показав беспомощность маленького рысенка, потерявшего мать, Чарушин заставил читателя волноваться за его судьбу.

    Малыши Евгения Чарушина и в других книгах привлекательны своей неуклюжестью, повадками. Они добродушны и смешны.

    Художник стремился рисовать так, чтобы дать возможность зрителю ощутить живой предмет, работал ли он тушью или в технике литографии. Часто для решения поставленной задачи автор искал новые приемы, которые, порой, не были приемлемы в работе с камнем. Как вспоминал Курдов, Чарушин тер литографский камень тушью, царапал по нему иглой и бритвой.

    Художник всегда добивался нужных результатов. Мастерское владение материалом позволило ему добиваться тщательности в передаче формы, пластики, материальности изображаемых им животных.

    Высокая культура Чарушина проявлялась в работе со структурой книги. Художник прошел школу Лебедева, заложившего основу развития детской книги в российском искусстве. Книга мыслилась как целостный организм, все части которого взаимосвязывались в едином ритме. Важная роль отводилась качеству рисунка.

    Он должен быть не только познавательным, но и высокохудожественным, так как ребенок впервые сталкивается с искусством именно через книгу.

    Рисунки Чарушина лишены подробных деталей, отсюда легко воспринимается самое главное - образ животного, его характер.

    Примечательны в этом отношении иллюстрации к книге Н. В. Смирновой «Как Мишка большим Медведем стал» (1929). Вслед за текстом автор прослеживает судьбу медвежонка от малыша до взрослого зверя. Страничные иллюстрации до предела лаконичны и органично связаны с текстом каждой главы. Автор хорошо чувствует плоскость листа и, заполняя ее, не перегружает лишними деталями. Изображая медведицу с медвежонком, он стремится передать взаимосвязь между ними.

    Движения матери повторяются в неуклюжих движениях медвежонка. Малыш рядом с матерью познает мир. Художник не ставит целью изобразить среду, в которой живут звери. Она условна. Это одна из особенностей его иллюстраций. Внимание при таком решении сосредотачивается на характере животного, его поведении.

    Чарушин не только художник, но и хороший рассказчик. Его рассказы построены на детских впечатлениях, непосредственном восприятии природы и животных. Рисунки неотрывны от текста.

    Автор работал над ними тщательно и долго в поисках лучшего варианта в решении образа. Обобщенности, цельности формы он достигал не только пластикой, но и сдержанным цветовым решением. Часто использовал одну, две или три, четыре краски, раскрывая их богатые колористические возможности, не ошибаясь в характерной окраске животного.

    Большую роль в эстетическом воспитании детей Чарушин отводил эстампу. Как картинка для детей, эстамп должен был радовать глаз ребенка. Здесь художник использовал те же изобразительные принципы в создании образа животного, что и в иллюстрации.

    помещение кукольного театра, руководил оформлением Кировского дома пионеров.

    В это время Чарушин попробовал свои силы в области театрально-декорационного искусства, оформив спектакли в Кировском областном драматическом театре: «Жди меня», «Тристан и Изольда», «Осада Лейдена». Тонкий цветовой строй эскизов декораций и костюмов, точный рисунок раскрыли мастера, понявшего специфику этого вида искусства.

    В Вятке Чарушин проявил себя так же как скульптор-анималист. Художник сумел передать и в глине пластическую выразительность животных. Уже после войны появились его фарфоровые фигурки малышей, в которых был воплощен тот же обобщенный образ зверя с «портретными» чертами, что и в графике.

    В послевоенное время Чарушин по-прежнему активно работал в книге. Теперь художник больше иллюстрировал сказки. Изображая зверей, он был осторожен в очеловечивании их, хорошо чувствуя грань, за которой могло потеряться ощущение сказочной образности. Так, в сказке Ивана Белышева «Упрямый котенок» (1947) в основу образа были положены реальные наблюдения художника. Но он, чуть утрируя пропорции тела, сопоставляя своего героя с предметами больших размеров, помещая котенка в непривычные ситуации, не позволил читателю усомниться в сказочности персонажа. Чарушин всегда был в поисках правдивого образа животного. Если в прежних работах он изображал последнего на плоскости, не разрушая ее, то теперь он пробует показать зверей в реальном пространстве. В книге «Большие и маленькие» (1951), где Чарушин выступает как писатель и художник, в страничных иллюстрациях он стремится раскрыть поведение животных в естественных природных условиях. Но в дальнейшем художник остался верен прежним приемам в иллюстрации, отказавшись от детальных подробностей.

    «Детки в клетке», за которую он получил посмертно золотую медаль на международной выставке в Лейпциге в 1965 году.

    любовь к ближнему как у детей, так и у взрослых.

    Раздел сайта: